Градостроительство

Модель идеального города с древнейших времен занимала умы выдающихся архитекторов. Попытки создать модель такого города, привели к рождению многих схем и вариантов планировочной организации городов, учитывающих уровень развития, местоположение, существующий ландшафт и многие другие факторы. От архитектора при этом требовались знания не только законов красоты, но и очень приличные навыки в экономике, математике, философии, воинском деле, а позднее юриспруденции, экологии, логистике.

Чандигарх (Индия)

Город: Чандигарх (Индия)
Архитектор: Ле Корбюзье.

Чандигарх знаменит на весь мир тем, что это первый в Индии заранее спланированный город, построенный по проекту известного французского архитектора и градостроителя Ле Карбюзье. Чандигарх стал архитектурной лабораторией также для нескольких других западных зодчих.
Многим приезжающим в Чандигарх, этот город дает возможность отдохнуть от хаоса более традиционных индийских городов.


Идилльинск (Россия)

Город: Идилльинск (Россия)
Архитектор: М. Хазанов.

Идилльинск - попытка создания идеального эко-лоджинга развивающего традиции градостроительных утопий, идеальных городов, городов-садов.
Структура генерального плана проектируемого жилого комплекса - радиально-лучевая /веерная/, выявляющая уникальную природную составляющую существующего ландшафта – излучину р. Москвы.


По мере развития технического прогресса, города превращались в открытые системы, с развивающейся агломерацией, городами-спутниками, функциональной пригородной зоной. И сегодня современный город, хоть и имеет свои особенности, планировочную структуру, функциональную направленность, в основе своей имеет определенные принципы построения и закономерности роста, в целом общие для всех типов. Это прежде всего размещение города в двухмерной плоскости, функциональное зонирование городских территорий, система равномерного распределения центров притяжения, узловая система горизонтальных связей (т. е. связи распределяются между узловыми точками, поэтому современный город, как правило, точки, соединенные линиями). В современном градостроительстве, в наиболее развитых в техническом плане городах, стали появляться линейные структуры, значительно улучшившие функциональные возможности объемно-планировочной структуры. Линейные связи, не зависящие от точек притяжения, узловых пересечений, позволили значительно расширять возможности городов.

Градостроительное проектирование – наиболее важная часть проектной деятельности, т. к. от грамотно разработанной стратегии, определении правильного направления развития территорий зависит уровень комфортности и благополучия городской среды. И обеспечение преемственности и подчиненности в процессе разработки градостроительных, планировочных и объектных документов – необходимое и обязательное условие для сохранения и реализации идей, заложенных не только в архитектурной части, но и решения одновременно экономических, социальных, политических, демографических задач.

Дом в тюменском микрорайоне 1Дом в тюменском микрорайоне 2

Этот жилой дом построен вопреки не только разуму и логике, но и действующему законодательству. Чтобы его построить пришлось перекрыть пешеходный бульвар и отрезать часть территории школы.
Таким образом Тюменский микрорайон благодаря этому дому получил дополнительно 220 квартир, 660 человек, 200 автомобилей, и лишился пешеходного бульвара, около 0,8 Га зеленых насаждений, а школа потеряла 0,5 Га своей территории.

Именно о преемственность решений, принятых на верхнем уровне, и соблюдении их на другом, необходимо обратить внимание в первую очередь. В градостроительной практике Тюмени, несмотря на внешнее соблюдение всей логической цепочки проектирования, по сути эта преемственность утрачивалась сразу же после утверждения какого-либо градостроительного документа. Всем участникам строительного процесса известны бесконечные корректировки проектов планировок, застроек, после их утверждения. Они проводятся в связи с желанием заинтересованных лиц разместить больше жилых секций, увеличить этажность, заменить детский сад на группы жилых домов или торговый центр. Все это делается не только потому, что так хочется, а очень часто, потому что так уже сделано, и возможности снести здания, построенные в нарушение градостроительных документов нет. То есть закон уже нарушен, значит надо найти причины, оправдывающие эти нарушения. Как известно, у виноватого оправдания находятся всегда.

Безусловно, идеальных законов, удовлетворяющих абсолютно всех, не существует, как и не существует идеала. Однако при этом, “Dura lex, sed lex”!!! Суров закон, но закон! Никакие причины не могут оправдывать нарушения Закона. Если закон не объективен, недоработан, то все-таки сначала надо изменить закон. Если конечно мы хотим жить в цивилизованном государстве.

Изменения целевого использования территорий при освоении земельных участков, изменение количественных и качественных показателей, в конечном итоге приводит к необратимым изменениям всей идеи планировочных решений, так как из них исключаются самые необходимые, но и самые неприбыльные, в материальном плане, территории – в первую очередь скверы, бульвары, парки, школы, детские сады, лечебные и спортивные учреждения. А вместо них появляются дополнительные жилые здания, автосалоны и торговые центры.

Дом в Тюмени 1Дом в Тюмени 2

Вместо этого 16-ти этажного дома по проекту было изначально четыре 10-ти этажных. А это совсем другое количество квартир, мест для стоянок, детских игровых площадок и пр. Да и архитектурное решение подобного сооружения оставляет желать лучшего

(Вот краткий перечень проектов, которые до сих пор продолжают «корректироваться»: Тюменский, МЖК, Восточный, 3-й Заречный. В результате исчезли территории, предназначенные для размещения детских садов, школ, бульваров, многоуровневых паркингов. Они были при объектном проектировании перепрофилированы под жилую застройку или торговые центры. Как результат, учитывая ужесточение требований по соблюдению ГК РФ, в целом по району в настоящий момент наблюдается острая нехватка именно этих объектов, и для их размещения требуется урезать другие участки. Т. о. в результате извлечения сверхприбыли вчера, сегодня может остановится застройка всей оставшейся территории.)

Есть такое понятие «Архитектурная этика». Она подобна этике врачей, давших клятву Гиппократа, и связанных этой клятвой на всю жизнь. Этика архитектора, сумевшего на протяжении своей творческой деятельности стать профессионалом, не позволит ему переступить черту, за границами которой он перестает им быть!

Каждый архитектор, посвятив огромный пласт своей жизни АРХИтектуре, неизбежно приобретает нечто очень ценное, сформированное и объективное – мировоззрение! Обладая огромным запасом знаний, умений и навыков в своем деле, ему дается право выносить суждение о том объекте, который он знает намного лучше других – какой должна быть Архитектура, каким должен быть Город! Никто не умаляет значения специалистов в смежных областях этой науки – право, экология, безопасность, философия, медицина, и пр. Но профессионал, он потому и профессионал, что в основу его работы уже заложены изначально принципы всех смежных наук. Поэтому, даже при наличии казалось бы неразрешимой ситуации, Архитектор все-таки может найти правильное решение. И никакой другой специалист этого не сделает.

Отчасти правы те, кто выдвигает обвинения против архитекторов Тюмени – чиновников (главный архитектор города, начальники управлений архитектуры и пр.), практикующих архитекторов, проектных организаций – ведь это их силами появляются исходно-разрешительные документы на право проектирования и строительства, это их силами создаются проекты зданий, сооружений, цветных бульваров и т. п.
Однако при этом замалчивается степень причастности ко всему этому людей и организаций, которые стоят за всем этим! Оставим при этом дальнейшие рассуждение на их совести. Сейчас речь именно об архитекторах.

Архитектор, не обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками не способен ни повлиять на заказчика проекта, ни правильно оценить градостроительную ситуацию, и как следствие не может создать архитектуру, соответствующую конкретному месту. Кроме того, не имея знаний и опыта, проектируются вещи, неприемлемые не только в архитектуре как в искусстве, но и в архитектуре как науке!